Оказавшихся на улице в результате спецоперации Майрамбека и Салтанат Топозовых с четырьмя детьми пока приютили родственники в г. Токмоке. Они проживали в сгоревшем доме на окраине Бишкека, где, убегая от преследования, в начале года прятались члены вооруженной группы.
СЕМЬЯ ПОТЕРЯЛА ВСЕ ИМУЩЕСТВО
Сгорело все их имущество, включая ценные вещи и документы. По рассказам Салтанат, в тот день она с детьми гостила у своих родственников, а супруг был в гостях у друзей. Дом принадлежал замминистру энергетики Нурлану Маматову и Топозовы проживали здесь как арендаторы, заодно присматривая за хозяйством.
Салтанат занималась рукоделием: заказы поступали со всех прилегающих сел, одна из комнат была переоборудована под швейный цех. Все, кто готовился к свадьбе, собирался выдать дочь или женить сына, приходили к ней. Здесь же хранилось приданное трех девушек, которые собирались выйти замуж в скором времени.
Заказы были заранее оплачены. Сгорело все, включая швейные машины. Теперь Салтанат не знает, как будет возвращать заказы, машинки, деньги. О том, что произошло с их жильем, семья узнала по информационным выпускам.
Майрамбека взяли вечером того же дня как пособника террористов. По его рассказам, избивать начали сразу, скрутили руки, в ход пустили электрошок, дубинки, все добивались, чтобы он признался в пособничестве террористам. Били до глубокой ночи, рассказывает он. «Что только не делали со мной. Все это время валялся на полу. Ночью заперли. Около 3 ночи кто-то сказал: "Эй, тебе известно, что твой дом сгорел?" Я повторил им, что этот дом принадлежит Нурлану Маматову, что я у него работаю сторожем».
Когда же следователи поняли, что Майрамбек не имеет к вооруженной группе никакого отношения, его отпустили. Он признался, что боится жаловаться, потому что знает, что бывает с теми, кто идет против милиции. Но и не знает, как дальше содержать семью.
ГЛАВА СЕМЬИ С ТЕХ ПОР ХОДИТ С ТРУДОМ
«С тех пор он сильно болеет, постоянно ноет голова, сильные боли в области ребер, ходит с трудом»,- говорит Салтанат.
Законодательство предусматривает выплату пострадавшей стороне компенсации в таких случаях, говорит адвокат Кайрат Загибаев. По мнению правозащитницы Токтайым Уметалиевой, в данном случае семья Топозовых имеет законные основания требовать компенсации у Государственного комитета национальной безопасности.
Заместитель главы ГКНБ Марат Иманкулов сообщил о том, что ему ничего не известно о пострадавшей семье, но если в результате спецоперации был нанесен ущерб невинным жителям, государство обязательно окажет им помощь.
5 января этого года, напомним, в результате спецоперации были уничтожены двое предполагаемых членов экстремистской группы, а один взят в плен. По информации правоохранительных органов, они обвиняются в совершении убийства трех милиционеров в Бишкеке 4 января, организации взрыва возле столичного Дворца спорта. Когда было установлено их местонахождение, они отказались сдаваться и вступили в бой со спецназем. (Оригинальная версия)