Чу Чу Ван покорен красотой Кыргызстана

На встрече с главой Ошской области Сооронбаем Жээнбековым посол КНР Ван Кай Вень напомнил об одном совместном проекте, который оказался на задворках памяти Бишкека. Неплохо было бы начать строительство железной дороги, соединяющей две соседние страны, заметил дипломат.
Идея о железной дороге остается на бумаге

Встреченная с энтузиазмом вначале идея строительства транснациональной железной дороги «Ош-Андижан-Кашгар» заржавела раньше рельсов, которые даже не успели проложить. Нынешнее поколение кыргызской элиты не спешит взять проект века на вооружение. Несмотря даже на очевидную выгоду, которую сулят его разработчики: помимо освоения обширных территорий, месторождений, только ежегодный объем чистой прибыли от эксплуатации ветки оценивается в 250 млн. долларов.

КНР включил эту стройку в свой пятилетний план и даже определился с генподрядчиком. По его расчетам, на строительство 265 км. железнодорожной ветки Ош-Торугарт-Андижан-Кашгар» потребуется боле одного миллиарда долларов и понадобится около 3 лет упорной работы.

Охлаждение Кыргызстана к грандиозному проекту могло быть вызвано вескими причинами, строят догадки аналитики. Есть и такое мнение: практическая выгода от дороги может поставить под сомнение вопросы национальной безопасности.

В Кыргызстане сегодня серьезно обсуждается тема ползучей китайской экспансии и вместо железной дороги здесь строятся прогнозы об угрозе нашествия со стороны восточного соседа. По рассказам обывателей, китайские мигранты заполонили местные рынки, улицы, кафе-рестораны. Их уже не менее 50 тысяч, передают неофициальные источники.

По данным министерства миграции Кыргызстана в прошлом году в Кыргызстан по трудовой квоте прибыло более 7 тысяч китайских рабочих. Однако, у этой статистики много оппонентов в Кыргызстане и мало сторонников.

Увидеть Кыргызстан и умереть

Приводятся и косвенные аргументы: «Среди иностранцев, которые берут в аренду квартиры в Бишкеке, 40 процентов составляют китайцы», - говорит сотрудник столичного агентства недвижимости «Площадь» Зарина Баяманова.

24-летний Чу Чу Ван прибыл в Кыргызстан 6 лет назад и в ближайшее время не планирует его покидать. Здесь он окончил учебу, потом устроился в торговом центре «Таатан», влюблен в его природу. О том, как хорошо в Кыргызстане «и жить, и работать» ему рассказали друзья, раньше него обосновавшиеся в Бишкеке. «Лишь бы документы были в порядке, больше никаких проблем у нас не возникает», - говорит он. «Некоторые китайцы берут в жены кыргызских девушек. Пару недель назад был на такой свадьбе. Невеста китайца также работает в «Таатане», - рассказал собеседник.

Китайский генерал Лю Ячжоун считает, что Центральная Азия для современного Китая является дарованным Богом прекрасным краем. Здесь можно воплощать в жизнь самую смелую «китайскую мечту»: строить, учить, торговать, обогащаться. Как пишет «Нью-Йорк Таймс», этот обширный богатый углеводородными запасами регион сегодня превращается в арену соперничества великих держав – США, Китая и России. В этом году в таджикском Мургабе – самом южном форпосте российской империи образца 1883 года – китайцы сдадут в строй торговый центр. Он должен стать «воротами» в Центральную Азию.

На вопрос (в этом соперничестве), в чем состоит отличие позиции Китая, таджикский эксперт Парвиз Муллажанов отмечает следующее: «В отличие от США и России, Китай никогда не говорит открыто о своих политических целях. Поэтому, геополитика Китая вызывает постоянный спор. Пекин в центральноазиатском направлении свою политику осуществляет по двум направлениям. Первое, он хочет получить доступ к энергоресурсам региона. Потому что бурно развивающая китайская экономика испытывает спрос на энергоресурсы. Во-вторых, для государства, которое хочет стать державой, важно иметь контроль над регионом».