Многонациональный Кыргызстан – конкурентное преимущество

В пражской студии «Азаттык» прошел «круглый стол» на тему межнациональной ситуации в Кыргызстане. В нем приняли участие представители различных диаспор. Передачу вела директор кыргызской службы «Азаттык» Венера Жуматаева.

Здравствуйте, уважаемые участники передачи, наши слушатели. Сегодня мы хотели бы обсудить ситуацию и условия, в которых находятся этнические группы в Кыргызстане. Попробуем обсудить эту тему с участием представителей этнических групп. Сегодня гости нашей студии: Бахадыр Сулейманов, представитель дунганской диаспоры, член партии "Ата-журт", Епифанцев Станислав Викторович, представитель партии "Ак шумкар" и Равшан Гапиров, директор провозащитного центра.

«Азаттык»: По информации ЦИК, партия “Ар-Намыс” собрала большинство голосов в избирательных участках, где компактно проживают этнические группы. Как вы думаете, за какую партию и почему именно за нее проголосовали представители этнических групп в Кыргызстане? Какие факторы сыгралы главную роль?

Равшан Гапиров: В Оше, я сам был там, люди, в основном, были за «Ар-Намыс» и за СДПК, потому что «Ар-Намыс» и СДПК до выборов говорили, что они - за закон, за то, чтобы у нас не было национальных разногласий; говорили, что будут разбираться в июньских событиях. Поэтому все люди были за них. «Ата журт» была националистической партией. Все их выступления сводились к тому, что Кыргызстан - земля кыргызов и будет только для кыргызов. Такие выступления люди много раз читали в Интернете и по телевидению много раз видели. Поэтому все были против «Ата журт», особенно узбеки. А при подсчете вышло, что победила партия «Ата журт». Мы все удивились, откуда, как, этого не могло быть. В Оше «Ата журт» вообще не набрал голосов.

Бахадыр Сулейманов
: Во-первых, сыграл чисто человеческий фактор. Люди, я думаю, голосовали сознательно, от души, действительно сделали свой выбор. Сегодня показывают результаты. С тем, что сейчас говорит Равшан, я бы не согласился, что, мол, партия «Ата журт» - националистическая. Видите, сами заявляют такое. С чего вы берете, что партия «Ата журт» - националистическая, радикальная, какие-то провокационные заявления..? Ведь народ сделал свой выбор, определился. Я бы не сказал, что русские голосовали за «Ар-Намыс», узбеки голосовали за СДПК. Нет. Посмотрите результаты, сделайте анализы, не спеша.

“Азаттык”: Пока неизвестно, проводит ли кто-то социологический анализ прошедших выборов, кто как голосовал и почему. Можем ли мы говорить о расхождениях в политических предпочтениях между представителями доминирующей нации и этническими группами?

Станислав Епифанцев
: Да, конечно, можно уже делать такие выводы. Однозначно ответить сложно: почему те или иные этнические группы отдали свои предпочтения той илит иной партии, в том числе той же партии «Ар-Намыс». Но, на мой взгляд, у людей – налицо разочарования в реформах, которые проводились у нас в стране. Если говорить о людях старшего поколения, то, на мой взгляд, старшее поколение ассоциировало Феликса Кулова с каким-то старым советским наследием, что сыграло в пользу того, что многие люди проголосовали за него. Конечно, известная поддержка со стороны России также сыграла немаловажную роль.

“Азаттык”: Если предположить, что пророссийские партии, такие как “Ар-Намыс”, “Республика”, нашли большую поддержку среди этнических групп, означает ли это, что они и ориентируются на Россию? Скажем, Кремль для них авторитетнее, чем официальный Бишкек?

Станислав Епифанцев: Я думаю, что использование самого имени Россия во многом носило конъюнктурный характер. Поскольку, понятно, что страна стоит перед рядом неразрешимых вызовов и решить их можно только при поддержке каких-то внешних сил. Конечно, в первую очередь население обращает свои взоры в сторону своего традиционного партнера - России.

Бахадыр Сулейманов
: Самое главное, чтобы интересы Кыргызстана учитывались этими странами.

Равшан Гапиров
: Кто ориентируется на Россию - у него правильный путь, потому что с Россией много общего.

“Азаттык”
: Но я спрашиваю о том, что этнические группы ориентированы на Россию, потому что они уважают Кремль больше, чем официальный Бишкек?

Равшан Гапиров
: Да.

“Азаттык”
: Я живу девять лет в Чехии. Когда иду в банк, на почту, в больницу, стараюсь говорить на чешском, чтобы завоевать хорошее, доброжелательное отношение к себе. Есть ли у вас стремление учить кыргызский хотя бы на бытовом уровне, все-таки это ваша родина?

Бахадыр Сулейманов
: Совершенно правильно. Надо знать кыргызский язык, учить его. Мой сын даже ходит на комуз. Кыргызстан един. Мы должны знать кыргызский язык, это - наш долг, это, прежде всего, наша честь. Мы обязаны. Вы правильно говорите, здесь должны все знать кыргызский язык.

“Азаттык”
: В больницах и еще где-то я могу говорить по-английски. Но я знаю, что если говорю по-чешски, то я получу лучшее расположение.

Бахадыр Сулейманов
: Это большое уважение, это культура самого человека.

Равшан Гапиров
: Я тоже хорошо говорю и пишу на кыргызском. Но это не означает, что я обязан изучать или писать... Правительство должно завоевать уважение других национальных меньшинств, чтобы они стремились говорить, писать на кыргызском. У нас наоборот делают. Мне по работе нужно, я сам изучаю язык и говорю на кыргызском.

Бахадыр Сулейманов
: Я не видел, чтоб где-то кого-то заставляли учить язык. Со мной рядом сидит Станислав, я думаю, он скажет.

Станислав Епифанцев
: я вокруг этого вопроса сломал столько копий. Честно говоря, вопрос заключается в грамотной языковой политике государства. Я, например, не встречал ни одного русского, который бы сказал, чтобы его дети не изучали киргизский язык. То, что у нас в стране есть два языка - русский и киргизский языки - я считаю, что это наше конкурентное преимущество. Я лично за то, чтобы у нас развивалось реальное двуязычие без ущемления каких-то народов.

«Азаттык»: Станислав Викторович, может, Вы тоже скажете пару слов на кыргызском.

Станислав Епифанцев
: Саламатсыздарбы, урматтуу мекендештер (Здравствуйте, уважаемые соотечественники!)

“Азаттык”: Много было публикаций за границей о признаках повышенного национализма в Кыргызстане. На бытовом уровне, в повседневной жизни это как-то ощущается?

Станислав Епифанцев
: Когда приходишь на базар, можно услышать разное. Но это далеко не показатель существующего положения вещей. То, что мы живем бок о бок в одном доме с людьми разных национальностей, живем дружно, я думаю, это - главный показатель.

Бахадыр Сулейманов
: Станислав очень правильно сказал, я думаю, что больше нагнетает ситуацию пресса. СМИ дают информацию на национальном языке. Но когда выходишь на улицу, нигде не чувствуется ущемление. Это от самого человека зависит. Нет плохой нации, есть плохой человек.

«Азаттык»: Какие пути интеграции общества видит узбекская диаспора, для того, чтобы улучшить ситуацию. Скажем, будут ли они отправлять детей в армию, поддержат ли предложение убрать графу о национальности в паспорте и писать просто «гражданин Кыргызстана»?

:Равшан Гапиров: Я всегда писал, просил правительство создавать совместную, смешанную армию, не только из представителей одной кыргызской национальности, милиция должна быть смешанной. У нас сейчас наоборот. Информацию по местным каналам показывают только для одних кыргызов, узбеков делают террористами, экстремистами и т.д., судят узбеков, я часто хожу по судам, 23-20-15 лет дают, тогда как тех. кто наши улицы сжег, кто убивал, их еще не нашли.

Бахадыр Сулейманов
: Я бы чуть-чуть добавил по поводу интеграции национальности. Если каждый будет так эмоционально заявлять, то как можно дальше о чем-то говорить?! Интеграция должна быть на государственном уровне, должна быть какая-то программа. Есть ассамблея народов Кыргызстана. Она не должна работать как раньше, при режиме: собирались перед каким-то съездом, перед каким-то референдумом... Эта ассамблея должна работать по примеру ассамблей Казахстана, России, у которых есть своя программа.

Станислав Епифанцев
: Я добавлю. Мы собой уже являем пример пересечения культур. На мой взгляд, сегодня нашему государству очень важно восстановить доверие между людьми. Для этого нужно очень жестко пресекать любые проявления межнациональной розни, если есть подобные примеры. Многие страны через это прошли. Только достигнув реального равенства всех перед законом и государством, они смогли переломить ситуацию в этом плане.

«Азаттык»: Интеграция этнических групп в Кыргызстане и вообще ситуация с этническими группами в Кыргызстане может улучшиться, если есть встречное движение. Нельзя ждать или требовать от правительства: люди сами тоже должны что-то сделать. Что бы вы предложили своим сородичам, друзьям, которые веками живут в Кыргызстане, чтобы они почувствовали себя лучше и счастливее; что они должны сделать?

Бахадыр Сулейманов
: Первое, надо чтобы все принимали активное участие в общественной жизни страны, во всех сферах, не стоя в сторонке. Я всегда это говорю и говорил своим сородичам, родственникам.

Станислав Епифанцев
: Я сколько лет живу, никогда не было у нас необходимости, у тех же русских, обособляться в диаспору. Конечно, все течет, все меняется. Многое изменилось и в России, и в Киргизии, и в мире. Нам приходится задумываться о своих специфических проблемах, сохранении своего культурного или языкового поля. С другой стороны, те этнические группы, которые проживают в многонациональном государстве, не только в Кыргызстане, должны понимать, что есть общие интересы, интересы страны, интересы всего народа.

Бахадыр Сулейманов
: 29 партий вышли в финал, 40 дунган - в составе этих партий. Сами представьте, какая активная интеграция идет

«Азаттык»: Равшан, что Вы можете предложить своим друзьям, родным и т.д. Что они могут сделать, чтобы ситуация с этническими группами в Кыргызстане была лучше?

Равшан Гапиров
: Чтобы ситуация была лучше, правительство должно что-то сделать. Самое главное – правильная информация. Надо давать реальную информацию, а не обманывать народ. Потому что народ все видит, сам участвует. По телевидению надо больше организовывать совместные передачи с представителями разных национальностей. А то у нас кругом односторонняя информация. К нам приезжают из Бишкека молодежные группы. Другие, когда своими глазами видят, даже плачут. Потому что они не знают реального положения вещей. Поэтому, я думаю, что правительство должно исправить эту ошибку.

«Азаттык»
: Спасибо большое. Мы все очень надеемся, что многонациональный мир в Кыргызстане сохранится, что и в Оше, и в Бишкеке - везде будет мир и согласие между разными этническими группами.

Город Ош, 10 октября - День выборов

Равшан Гапиров

Равшан Гапиров

Равшан Гапиров